Минфин в финальных параметрах налоговых изъятий из нефтегазовой отрасли в 2017-2019 годов изменил схему роста акцизов, пишет во вторник газета "Коммерсант" со ссылкой на проект поправок к Налоговому кодексу, который Минфин внес в правительство в конце прошлой недели.
Документ должен быть одобрен комиссией по законопроектной деятельности 20 октября. Согласно проекту, ставка НДПИ на нефть вырастет на 306, 357 и 428 рублей на тонну в 2017-2019 годах соответственно, в итоге поступления в бюджет увеличатся в 2017 году на 153 миллиардов рублей.
Ставка акциза на бензин "Евро-5", как и ожидалось, сохранится на уровне 10,13 тысячи рублей на тонну, а затем будет расти ежегодно на предполагаемый уровень инфляции 4%. Но ставка акциза на дизтопливо, которая могла вырасти в 2017 году с 5,29 тысячи до 7,3 тысячи рублей на тонну, будет повышена лишь до 6,8 тысячи рублей. Зато акциз на средние дистилляты, сейчас равный акцизу на дизтопливо, увеличится до 7,8 тысячи рублей на тонну. Таким образом, как отмечает издание, Минфин пошел навстречу крупным нефтяникам, которые жалуются на рост доли на рынке суррогатного дизтоплива на основе различного рода средних дистиллятов. За счет роста акцизов Минфин дополнительно соберет 154 миллиарда рублей, из них 88% уйдут регионам на ремонт и строительство дорог.
При текущей системе распределения акцизов это означает, что Минфин недоберет дополнительных доходов в федеральный бюджет по сравнению с исходной целью 200 миллиардов рублей, хотя нефтяники и потребители фактически заплатят более 300 миллиардов рублей. Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.
В газовой отрасли изъятия затронут только "Газпром" (не включая "Газпром нефть") — ставка НДПИ на газ для него вырастет в 2017 году на 413 рублей на тысячу кубометров, или на 29,8%. Это даст бюджету дополнительно 169 миллиардов рублей исходя из заложенной Минфином добычи монополией в 2017 году 409,5 миллиарда кубометров.
По словам собеседников газеты в нефтекомпаниях, этот вариант изъятий выглядит "лучшим из худшего": больше половины итоговой суммы приходится на акцизы, которые можно, по крайней мере частично, переложить в итоговую цену топлива. Вместе с тем некоторые собеседники издания опасаются, что идея опережающего роста акцизов на средние дистилляты приведет к масштабным фальсификациям, как это происходило несколько лет назад по бензинам, когда топливо "Евро-3" продавалось под видом "Евро-4", акциз на который был ниже.